Персональный сайт педагога-психолога Кирсановой Елены Станиславовны.



Баннеры


Танцевальная терапия.

20 ноября 2015

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»

 

Чем младше ребенок, тем больше степеней сво­боды и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпе­чатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «от­печатков», напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоци­ональных проблем.

 

Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5—6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвиж­ным и пассивным.

У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь пси­хики и тела очевидна.

 

 

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин   на   теле   человека,   тем   здоровее,   свободнее и благополучнее он себя ощущает.  Именно поэтому родители   могут   использовать   в   развитии   ребенка не только методы   воздействия   на   его   сознание   и мышление,   но   и   упражнения,   отвлекающие   контроль сознания     над  телом,     то    есть    телесные и танцевательные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способству­ют игровой инициативе, стимулируют мотор­ное и эмоциональное самовыражение. Для выпол­нения упражнений необходима музыка разных тем­пов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаи­мопониманию и доверию.

 

Что дает нам танцевальная терапия?

  • снять психоэмоциональное напряжение
  • выплеснуть энергию
  • переработать свою агрессию и страх
  • осознать себя в предлагаемых обстоятельствах
  • проиграть свои внешние и внутренние ощущения
  • совместно пережить волнующие ситуации
  • пробудить положительные эмоции
  • развивает коммуникативные качества,  проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности
  • сплочение

detskiy-tanec-zmeyka

Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Танцевальная игра способстует развитию личности. Движением в танце можно передать радость, боль, грусть, горе, злобу, агрессию.

 

Все танцевальные игры можно разделить на две части:

1. Игры, в которых взрослый (ведущий) четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети (участники) «отзеркаливают» его движения:

— ритмические игры;
— «игры-повторялки»:
— игры на перестроения в пространстве;
— игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.)
 
2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий  только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции:

— импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);
— импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.);
— импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);
— контактные импровизации (в паре, в группе);
— упражнения на релаксацию.

 

При совмещении танцевальной игры в танцетерапии используется  интерпретация. Здесь можно выделить два подхода:

 1. разработка конкретного упражнения,

 

2. вариации движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить детей (участников) попробовать выразить свои ощущения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д

 

Научившись свободно двигаться, Вы откроете в себе и ребенке творца!

Оставить комментарий: